Ребенок в семье с алкогольной зависимостью и дети

Родители, имеющие сложные отношения с алкоголем, причиняют своему ребенку непоправимый вред – кроме разнообразных хронических заболеваний и патологий он может унаследовать и психологические проблемы.

И даже если алкогольное злоупотребление не отразилось на состоянии здоровья ребенка, во многих случаях оно изначально определяет дальнейшее развитие его жизни – у большинства детей, которые выросли в семьях, где один из взрослых имеет зависимость от спиртосодержащих напитков, отмечаются проблемы в познавательной сфере.

Они проявляются в невозможности долго удерживать свое внимание на каком-либо объекте, нарушении коммуникабельности, проблемах с дисциплиной – последствия бывают разнообразными.

Отличительные признаки ребенка из семьи алкоголиков

Медики и ученые давно изучают вопрос наследственных проблем, связанных с алкогольной зависимостью. В результате они смогли определить ряд общих поведенческих шаблонов, которые присущи детям, выросшим в семьях, где есть проблема с зависимостью от спиртных напитков. К ним можно отнести следующие признаки:

  • Неумение отказывать. Условия воспитания в семьях, где взрослые пьют, нередко способствуют развитию нерешительности – ребенок не в состоянии самостоятельно принять решение в результате того, что нетрезвые родители жесткими методами отучали его от непослушания. В результате страх сделать что-то не так парализует его в моментах, когда требуется проявить самостоятельность.
  • Скрытность. К этому приводит чувство стыда за своих родителей. Из-за этого дети, выросшие в подобных семьях, тщательно скрывают свою ситуацию. Они рано перестают приглашать в гости друзей, предпочитая встречаться на улице, не распространяются о семейных обстоятельствах.
  • Низкий уровень самооценки. Особенно это проявляется в ситуациях, когда употребляют алкоголь оба родителя – ребенок достаточно рано начинает осознавать, что его семья отличается от других, и далеко не в лучшую сторону. Это невольно накладывает отпечаток на оценку его положения среди сверстников; ребенок начинает ощущать себя ущербным, лишенным многих вещей, которые для его друзей и одноклассников являются обычными.
  • Бессистемность действий. Обычно в семьях с алкогольной зависимостью не существует четкого уклада, их жизнь отличается непредсказуемостью и сиюминутностью. В результате у детей затруднено формирование ориентиров, отсутствует понимание последовательности.
  • Предрасположенность к нарушению правил. Многие дети алкоголиков отличаются склонностью к невротичному поведению, импульсивны. Это нередко приводит к регулярным дисциплинарным нарушениям еще в школе. Впоследствии такие дети достаточно быстро попадают в поле зрения полиции.
  • Сложности с адаптацией. Наличие психологических проблем мешает ребенку проявлять необходимую в ряде ситуаций гибкость, из-за чего его поведение нередко становится не только нелогичным, но и диаметрально противоположным тому, что требуется в ситуации. Нередко это вытекает из особенности, упомянутой в предыдущем пункте.
  • Внушаемость. Нарушение нормальной коммуникации в семье приводит к тому, что ребенок становится излишне доверчивым, его проще ввести в заблуждение. В результате он часто становится жертвой манипуляций. К тому же, нередко родители-алкоголики обвиняют ребенка в своем образе жизни, что лишь усугубляет последствия – чувство вины может прижиться на десятилетия.
  • Сложности с проявлением быстрого мышления. Во многих ситуациях, которые требуют демонстрации находчивости, гибкости, креативности, дети родителей с зависимостью сдаются и не могут найти выход из положения. В результате ответной реакций становится замыкание в себе, отказ от коммуникации. Это происходит из-за того, что в свое время родители не сформировали у ребенка правильный шаблон поведения в критической ситуации.
  • Агрессия. Причин у матрицы поведения, связанной с агрессивностью, множество – это и нарушения нервной системы, и копирование поведения одного из родителей, и неспособность выразить свои чувства иным способом. К сожалению, такой шаблон на долгое время может стать одним из самых привычных, если вовремя не скорректировать поведение ребенка.

У вас есть вопросы по лечению?

8-800-700-50-50

  • Круглосуточно
  • Анонимно
  • Бесплатно

Разумеется, ни один из указанных признаков не является характерной чертой любого ребенка, чьи родители злоупотребляют алкогольными напитками – есть и исключения, противоречащие всем правилам. Однако такие поведенческие особенности часто проявляются у детей, воспитывавшихся в семьях с алкогольными проблемами. Ребенок в семье с алкогольной зависимостью и дети

Психологические особенности развития ребенка в семье алкоголиков

Ребенок, воспитывающийся в семье, где один или оба родителя имеют проблемы с алкоголем, изначально находится в стрессовой ситуации, что отражается на формировании его личности.

Прежде всего, это вызвано отсутствием стабильной реакции взрослых – за одним и тем же поступком ребенка могут последовать совершенно разные отклики, от игнорирования до избиения.

Дети, сталкивающиеся с подобной ситуацией, испытывают вполне ощутимые сложности при формировании отношения к родителям – страх, несмотря на любовь, избегание, но при этом еще ощутимая тяга и желание получить одобрение.

Сказываются и деформированные педагогические методы, из-за чего ребенку вовремя не объясняют какое поведение является неприемлемым или толкают к совершению объективно плохих поступков. Также при анализе психологических особенностей детей из проблемных семей стоит учитывать, кто из родителей имеет зависимость от алкоголя.

Влияние пьющих родителей

Самая сложная для ребенка ситуация – это когда оба родителя имеют алкогольную зависимость, что изначально оказывает деформирующее воздействие на формирование личности. Нередко это накладывается на физиологические последствия, которые проявляются у детей, рожденных в таких семьях.

Ввиду отсутствия поблизости хотя бы одного взрослого с социально-нормальной матрицей поведения такие дети с малых лет чувствуют себя ненужными, испытывают депрессивные переживания, чувство безысходности. У них нарушена социализация – это начинает проявляться уже с начальных классов школы.

Поскольку дома ребенок себя не чувствует спокойным и защищенным, у него достаточно быстро начинают появляться проблемы с учебой – он не может сконцентрироваться на усвоении школьных знаний или выполнении домашнего задания.

После того, как дети из семей с обоюдной алкогольной зависимостью начинают ощущать отсутствие должного контроля со стороны взрослых, начинаются проблемы с дисциплиной – они убегают с уроков, могут вести себя вызывающе, охотно вступают в конфликты.

Именно среди таких детей высок процент активного участия в асоциальных компаниях – там они находят сверстников со схожим пережитым травматичным опытом.

Отец-алкоголик для ребенка нередко является олицетворением негативной стороны – он проявляет грубость, невнимателен по отношению к родственникам.

В результате весь этот травмирующий опыт пытается сгладить мать, проявляющая гиперопеку и любовь.

Это вызывает в семье ярко выраженную амбивалентность, что зачастую стимулирует детей на манипуляцию – например, получить от матери какие-то послабления в результате агрессии, проявленной отцом.

Также отец с алкогольной зависимостью существенно снижает шансы на то, что у ребенка сложится правильный образ мужского поведения в семье. Впоследствии сын может проявлять инфантильность, а дочь будет просто презирать мужчин. Если говорить о конкретных последствиях воспитания в семьях с пьющим отцом, то отмечаются следующие черты у людей, выросших в таких условиях:

  • охотно видят проявления любви даже в проявлениях жалости, неспособны увидеть разницу
  • могут быть патологически привязчивы к людям
  • склонны ощущать тревожность даже без должного повода
  • эмоционально реагируют на ситуации, в которых не могут ничего изменить, не могут смириться и отпустить
  • не отличаются системностью мышления, имеют сложности с планированием
  • с легкостью врут
  • избегают авторитарных людей, не мирятся с критикой и с легкостью обижаются
  • имеют ожидания лишь сиюминутного результата, из-за чего не могут долгое время чем-либо заниматься на перспективу
  • даже при хорошо развитой коммуникабельности не могут эффективно работать в команде
  • постоянно ждут одобрения

Ребенок в семье с алкогольной зависимостью и дети

Дополнительный травматизм воспитания в семье с пьющим отцом заключается не только в том, что отец может проявлять агрессию.

Также последствия проявляются как результат изменения социальной и экономической роли матери – она становится основным «добытчиком», а также тратит больше сил на обеспечение сохранности своего брака.

Обычно это происходит в ущерб воспитанию ребенка – времени на все не хватает.

Влияние пьющей матери

Если сложилась обратная картина, и зависимость от алкоголя характерна только для матери, это также имеет свои специфические последствия. К ним можно отнести:

  • нарушения эмоциональной сферы у ребенка, неспособность проявлять любовь
  • повышенная скрытность – изначально такие дети не могут спокойно признаться в том, что воспитывались матерью-алкоголичкой
  • гипертрофированная потребность во внимании
  • склонность видеть корень любой проблемы только в себе
  • существенная недооценка собственных возможностей
  • истеричное поведение
  • отчужденность
  • сложности с усвоением новых навыков и знаний

Во многом проблемы у детей, которых воспитывали матери с зависимостью, обусловлены тем, что было оказано токсичное воздействие на их организм еще в фазе эмбриона – нередко это сопровождается существенным сбоем в развитии нервной системы.

Психологические травмы детей при воспитании в семье с алкозависимостью

Пребывание в семье, где родители пьют, сопряжено для ребенка с комплексом травмирующих впечатлений, которые сказываются на его дальнейшей жизни. Эта деформация проявляется в том, что у человека изначально формируются неверные установки, которых он впоследствии будет придерживаться. К часто встречающимся последствиям относятся:

  • убеждение в том, что употребление алкоголя – нормальное поведение для взрослого человека
  • наличие моральных травм, которые вызваны побоями – запуганность, агрессивность, подчиненное положение
  • сложности с дисциплиной и самоорганизацией ввиду отсутствия таких качеств у родителей
  • недостаток денег воспринимается как норма
  • формируется завистливость ввиду того, что ребенок изначально был лишен многих материальных благ

Нередко провоцирует развитие психотравм и тот фактор, что в результате зависимости родителей, мамы и папы других детей запрещают им общаться с ребенком, который воспитывается в сложной семье, что приводит к изоляции.

Синдром ВДА

Синдром «взрослых детей алкоголиков» неспроста был обозначен психотерапевтами – ему подвержено около сорока процентов людей. Это массовое явление, которое проявляется в том, что деструктивные привычки пьющих родителей вызывают деформацию личностных качеств их детей.

В результате человек с синдромом ВДА не может вести полноценную жизнь и склонен «застревать» в своих прошлых травмирующих переживаниях, которые оказывают существенное влияние на его дальнейшие поступки. К таким последствиям относятся сложности при выборе партнера, поиске работы и в других сферах – «эхо» психологических травм получается весьма масштабным.

Нередко отмечают у таких людей и деформацию в понимании роли родителя из-за чего они начинают со своими детьми поступать по привычной для себя схеме.

В результате психологи выделяют несколько типов людей с синдромом ВДА:

  • Неполноценный. Эти люди склонны к самопринижению ввиду с детства сформированного механизма защиты, который можно сформулировать как «Я плохой». Как правило, они испытывают большие сложности с любым видом общения – от построения отношений до решения конфликтных ситуаций. В результате срабатывания привычного шаблона, у таких взрослых отмечается пониженный уровень аналитических способностей по отношению к собственному поведению.
  • Отчужденный. Считают, что пережили особенно травмирующий опыт по сравнению с другими людьми, ощущают себя сложными личностями. Такие люди склонны проявлять высокий уровень контроля при общении с другими.
  • Обиженный. Даже во взрослом возрасте продолжают чувствовать себя израненными, ощущают ненависть по отношению к пьющему родителю. Также такие люди склонны к оценке и анализу сквозь свою травмирующую картину мира.
  • Депрессивный. Люди с синдромом ВДА такого типа часто и очень охотно впадают в уныние, им нравится возвращаться к травмирующим воспоминаниям. Временами даже пытаются излечиться, но психотерапия заканчивается, не успев начаться из-за того, что они не могут расстаться с привычным эмоциональным шаблоном.
  • Зависимый. К такому типу относят людей, которые полностью переняли модель поведения родителей – от злоупотребления алкоголем до семейных отношений.
  • Созависимый. Обычно к таковым относятся старшие дети в семье, которые, несмотря на свой возраст, были вынуждены ухаживать за кем-либо (бабушка, младший брат). Велика вероятность, что они смогут построить отношения только с тем человеком, о котором нужно заботиться.
  • Успешный. Под такое определение попадает человек, на которого пережитый травмирующий опыт оказал не деморализующее действие, а наоборот, мобилизующее. Они добиваются успехов в построении карьеры, отличаются высоким уровень ответственности, собраны и ориентированы на результат. Однако все это – только каркас. Внутри такие люди продолжают на себе ощущать последствия своего детства.
Читайте также:  Сколько градусов в квасе домашнем и алкогольных промилле

Каждый человек без труда сможет найти среди своих знакомых тех, кто подвержен той или иной форме синдрома ВДА и убедиться, что в ряде случаев травмирующее воздействие оказывается чрезмерным. В результате сложной семейной обстановки многие люди не могут развиваться – пережитый опыт не только мешает в этом, но и буквально определяет дальнейшее течение жизни. Поэтому многие психологические клиники оказывают услуги людям, которые ощущают спустя годы последствия пережитого деструктивного опыта – без серьезной терапии совладать с этим бывает сложно.

Источник: https://nasrf.ru/baza-znaniy/psikhologiya-zavisimostey/vliyanie-semeynogo-alkogolizma-na-psikhologiyu-rebenka

Психологическая помощь детям из семей алкоголиков

Когда речь заходит о детях из алкогольных семей, наше воображение рисует образ неухоженного, неопрятного ребенка, который слоняется по улице, плохо учится, бывает агрессивным со сверстниками. В некоторых случаях это действительно так. Пьющие семьи могут состоять на учете в полиции, в наркодиспансере.

Поскольку большая часть денег уходит на выпивку, то в алкогольных семьях постоянно не хватает денег, взрослые могут вести себя асоциально. Некоторых родителей лишают родительских прав.

Часто дети из подобных семей имеют проблемы, связанные с задержкой психического развития, что само по себе создает для ребенка огромный комплекс трудностей в обучении и пребывании в школе. Это — ярко видимые характеристики, и, как правило, школьные специалисты сразу определяют скрывающиеся за ними проблемы.

Конечно, их замечают и сверстники. Дети с признаками задержки психического развития часто становятся объектом для насмешек со стороны одноклассников. В результате травм развитие ребенка может еще больше замедлиться. К сожалению, для педагогов эта проблема бывает практически неразрешимой.

Для успешного преодоления ЗПР нужно активное сотрудничество психологов, педагогов и родителей, но как раз с пьющими родителями это невозможно.

Трагизм детей из семей, где один или оба родителя являются пьющими, нередко заключается в том, что внешне все порой выглядит очень пристойно.

Семья может быть обеспеченной и даже богатой (это миф, будто алкогольная зависимость — удел только семей с низким достатком или семей за чертой бедности).

Ребенок может выглядеть ухоженным, посещать спортивные секции и кружки, неплохо и даже хорошо учиться. Родители посещают родительские собрания, принимают участие в жизни своего отпрыска.

Все кажется пристойным и даже благополучным. И только внимательное наблюдение за поведением ребенка или психологическое тестирование может выявить в младшем школьном возрасте проблему, связанную с алкоголизмом в семье.

В подростковом возрасте почти все дети, так или иначе, в своем поведении уже демонстрируют семейные проблемы, и получается, что для помощи ребенку упущено много времени.

Как часто приходится слышать: «Он (она) был замечательным ребенком, а стал (а) совершенно неуправляемым подростком».

Принято все списывать на переломный возраст.

Однако в моей практике я наблюдаю, что в семьях, где есть алкогольная или наркотическая зависимость, именно в подростковом возрасте у школьников начинаются проблемы, связанные с поведением, которые если и решаются, то с большим трудом.

Это не значит, что у ребят из непьющих семей не бывает острых проблем. Конечно, бывают, но они преодолевают их с гораздо меньшими потерями, и самое важное, что в подавляющем большинстве случаев проблемы решаются успешно.

Кризис семейной системы

Почему так происходит? Ответ известен. Алкоголизм — семейная болезнь. Жить под одной крышей с человеком, больным алкоголизмом, и сохранить полное психическое здоровье невозможно.

Алкоголизм поражает человека в первую очередь на поведенческом уровне, и поведение пьяного или выпившего родителя существенно отличается от поведения трезвого. А ведь даже присутствие рядом с ребенком пьяного человека является нарушением психологических границ.

Что уж говорить о том, что детей часто начинают «воспитывать» именно в состоянии опьянения.

Семья — это система. Все члены семьи связаны друг с другом родственными связями и испытывают интенсивную эмоциональную привязанность.

В каждой семье есть свои правила, которые призваны поддерживать каждого члена семьи, а также способствуют тому, чтобы были удовлетворены его психологические потребности.

Однако в семье, где развивается зависимость, правила становятся ригидными и нездоровыми. Они перестают действовать на благо всех членов семьи и начинают работать на того, кто их устанавливает, — алкоголика или наркомана.

В конце дня семья ждет в напряжении папу с работы, со страхом думая: каким он придет? Вся система начинает зависеть от настроения и поведения зависимого человека. Как пройдет вечер, как семья проведет выходные? Все определяется тем, в каком состоянии и настроении будет находиться зависимый.

Первоочередной потребностью семьи становится задача скрыть проблему, «сохранить фасад», «сделать красивое лицо».

Отрицание

Ребенок в семье с алкогольной зависимостью и дети

В семьях, где есть пьянство, алкоголизм, часто присутствуют насилие, жестокость, брань, грубость. Ребенок за один вечер может увидеть и искаженное злобой пьяное лицо родителя, и пьяные слезы с просьбой о прощении, и горящие глаза в обещании, что «это был последний раз, и теперь заживем по-новому». Дети часто считают себя виновниками всего, что случается в семье. Поэтому страх, одиночество, чувство вины и напряжение становятся постоянными спутниками подростка. При этом никто не спрашивает его о чувствах, а даже если и спросят, скорей всего, он не ответит, потому что очень рано и быстро усваивает правила игры — не говорить, не чувствовать, не доверять. Основной психологической защитой становится отрицание.

Отрицание — это целый ряд психологических маневров, снижающих осознание факта болезни. Это главный психологический симптом родных и близких зависимого человека, у которых параллельно развитию алкоголизма или наркомании развивается психологическое явление, которое называется «созависимостью».

Отрицание имеет разные формы проявления: преуменьшение, минимизация («ну не так уж много и часто он выпивает», «подумаешь, расслабился раз в неделю», хотя на самом деле употребление может иметь систематический характер), сравнение («ну разве у нас папа алкоголик? Вот сосед под забором валяется»), оправдывание («все в нашей стране пьют»), абсолютное отрицание («у нас все хорошо и даже отлично, у нас нет никаких проблем»). Оно не позволяет приблизиться к проблеме и ее решению, работая на болезнь и укрепляя стрессовую ситуацию в семье.

Реакция детей

В попытках выжить в условиях постоянного стресса члены семьи начинают вырабатывать приспособительные реакции и модели поведения. Они являются естественной нормальной реакцией на ненормальную ситуацию.

В семейной драме, разыгрывающейся по сценарию алкоголика или наркомана, важные роли достаются детям. Они — невинные жертвы заболевания взрослых. Дети алкоголиков и наркоманов входят в группу повышенного риска заболевания алкоголизмом и наркоманией не только из-за наследственной предрасположенности, но и по факту копирования поведения одного из родителей.

Подростки реагируют на зависимость в семье несколькими способами. Некоторые из них поддерживают не употребляющего алкоголь родителя и помогают ему, другие защищают алкоголика и наркомана.

Бывает, что дети пытаются остановить или контролировать родителей.

Стоит ли говорить, насколько велика такая психологическая нагрузка на ребенка? С течением времени ребенок становится психологически слабым, неустойчивым, с заниженной самооценкой, теряет контакт с собственным

«Я». Эти дети не умеют переживать и справляться с такими чувствами, как гнев и грусть. Их эмоциональная сфера часто сильно разрушена, поскольку в семьях зависимых людей есть запрет на чувства и выражение чувств часто имеет неадекватную форму.

Выбранные роли

Сложившаяся ситуация в дисфункциональной семье заставляет детей играть определенные роли. Роли — это реакция детей на происходящее в семье. «Герой» — такую роль часто берет на себя старший ребенок в семье. Его целью является сохранение семейного достоинства.

Исходя из этого, он не вызывает своим поведением никаких хлопот: хорошо учится, даже в раннем возрасте может исполнять некоторые функции одного из родителей, не по годам взрослый, ответственный, может иметь высокие достижения не только в учебе.

Подобные дети имеют тенденцию быть академически или профессионально очень успешными, отличаются организованностью, целеустремленностью, дисциплинированностью. Но им трудно выслушивать других, трудно играть, веселиться. Успех становится главным в жизни такого ребенка. Часто уже в детстве развивается перфекционизм.

Внутри у ребенка, находящегося в этой роли, много одиночества, страха, обиды, гнева. Эти дети как бы пытаются убедить мир в том, что все нормально. Они проецируют на семью свой уровень достижений и ответственности.

«Бунтарь» или «козел отпущения» — эту роль, как правило, исполняет ребенок, который по возрасту младше героя. Обычно его отличает плохое поведение в школе, с ним много проблем, для него характерно непослушание.

Часто такие дети становятся малолетними правонарушителями. Подобный ребенок оттягивает фокус проблемы на себя. Благодаря этой роли семья имеет возможность для своеобразного нездорового выражения гнева. Внешне такой ребенок выглядит «колючим» и враждебным.

Однако внутри у него много боли, отчаяния, страха, чувства вины.

«Потерянный» — такие дети стремятся быть невидимыми, они кажутся тихими и даже робкими, могут часто и сильно болеть. От хаоса и семейных дрязг они спасаются в мечтаниях и грезах, живут в нереальности. Этот ребенок дает семье возможность для выхода нежности и привязанности. Внутри такие дети чувствуют обиду, одиночество, отверженность.

«Семейный талисман» или «шут» — так называется еще одна роль в зависимой семье. Играющий ее ребенок часто находится в центре внимания. Он все время балагурит, привлекает окружающих шутками, смешным поведением, несерьезностью.

Имеет очень плохую концентрацию внимания, гиперактивное поведение, все это — способы снятия напряжения, характерные для детей, находящихся в роли «шута», «семейного талисмана». Внутри у такого ребенка — страх, гнев, отверженность.

Надо сказать, что и у детей из семей с другими дисфункциями могут быть проявления вышеописанных ролей, но в семьях, где есть алкоголизм и наркомания, эти роли очень жестко закреплены. Дети алкоголиков чаще, чем другие школьники, обнаруживают признаки тревоги и беспокойства даже в тех случаях, когда для этого нет повода.

Педагоги могут заметить, что ребенок бывает чрезвычайно взволнован как перед ответственной контрольной, так и перед обыденным школьным обедом. Таким образом сбрасывается тревога, связанная с семейной ситуацией.

Дети могут быть гиперобидчивыми и часто плакать, или, наоборот, все время провоцировать ссоры и конфликты. Иногда такие дети как бы прилипают к своему педагогу или к кому-либо из сверстников и очень ревнуют объект своего внимания, могут обижаться и капризничать.

Недостаток эмоциональной теплоты и поддержки серьезно затрудняет нормальное формирование у ребенка чувства собственного достоинства.

Читайте также:  Что помогает от тошноты и рвоты: что принять и выпить

Безопасное место

Без помощи и поддержки практически невозможно выйти из этих жестко закрепленных ролей, и по мере взросления ребенок начинает использовать какие-либо инструменты расслабления. Это инструменты, которые он видел у себя в семье.

Если дети получают помощь и поддержку от специалистов, то даже поведение, навязанное ролью, можно корректировать и модифицировать.

Для всех детей, находящихся в ролях, будет большой помощью наличие места, где ребенок может рассказать о своих страхах и переживаниях, поделиться тем, что происходит в семье.

Дети из алкогольных семей обычно очень качественно выполняют задачу сохранения секретов семьи. Болью и проблемой скорее поделится жена алкоголика, чем его ребенок.

Только если ребенок будет доверять взрослому, он расскажет, что на самом деле происходит в семье.

Например, опишу разговор с Артуром восьми лет. — Вчера папа пришел домой под мухой, — говорит мальчик со слезами на глазах.

— Артур, а что значит «под мухой»? Это значит, что папа выпивал, был пьяный?

— Не, он был не совсем пьяный, когда совсем пьяный — это по-другому. Тогда мы совсем не выходим из комнаты, можем даже ужинать в своей комнате. А когда «под мухой», папа веселый и приносит подарки. Поэтому мы радуемся с сестрой.

— Понятно, но мне показалось, что ты чуть не заплакал, когда сказал об этом?

— Это не из-за него, а из-за мамы. Она очень плохие слова говорила.

— Ты можешь поделиться со мной — какие это были слова?

— Да, мама говорила, что будет развод. А я знаю, что это такое! Я сестре тоже все объяснил. Потом, когда мы легли спать, мы думали с сестрой, как мы убежим из детдома и встретимся. Мы договорились встретиться около школы, потому что она тоже знает, как туда идти, — рассказывает Артур и плачет.

https://www.youtube.com/watch?v=qwGiFc3VC2A

Дети слышали, как ругаются родители, слышали угрозы о разводе и испугались, что их тут же заберут в детдом. Никто не поговорил с ними, никто не объяснил, что будет происходить. Кстати, мама пришла ко мне с вопросом, что делать и как относиться к тому, что иногда она находит детей спящими в одной кровати, хотя укладывает в детской брата и сестру каждого в своей кроватке.

Большое количество детей идут утром в садик или в школу, где они должны учиться, правильно себя вести, отвечать на вопросы, записывать, запоминать… и еще многое другое должен ребенок.

После школы многим ученикам нужно идти на дополнительные занятия, где они тоже должны слушать, запоминать, хорошо себя вести. А вечером дома, скорее всего, будет продолжение драмы.

Вот здесь и приходят на помощь «семейные роли».

Этой семье удалось помочь. Мама детей признала наличие у своего мужа алкоголизма, признала наличие проблем, которые появились у нее в связи с развитием созависимости. Она обратилась к школьному психологу, Артур стал получать поддержку и понимание. Правильно выстроенная психологическая программа привела к тому, что и глава семьи обратился за помощью.

Уже более трех лет в семье нет случаев употребления алкоголя. Это не значит, что проблемы исчезли полностью. Разумеется, они есть. Но главное — в том, что семья учится решать возникающие вопросы и проблемы. Проблемы признаются, а значит, решаются. Что касается Артура, то он — один из лучших учеников класса.

Хотя еще важнее то, что это открытый, веселый, контактный ребенок.

Рекомендации

Для практической помощи детям из алкогольных семей можно дать следующие рекомендации.

— Ребенку в роли « семейный герой» важно уделять внимание, когда у него что-то не получается; необходимо отделить его личность от его достижений; помочь ему знать и принимать, что ошибаться — нормально и ошибка не означает, что он — плохой. Так же важно помочь ему научиться распознавать свои чувства и уметь выражать их. Необходимо, чтобы ребенок понял, от какого занятия, увлечения он получает удовольствие, расслабление, а не только делает потому, что «надо».

— «Бунтарю» важно дать понять, когда его поведение неуместно. Устанавливать границы и быть в этом последовательными. Четко объяснять подростку, за что именно он отвечает, не проявлять чувство жалости к нему, игнорировать грубое поведение и всегда хвалить за достойное поведение.

— К детям в роли « потерянный ребенок» всегда надо обращаться по имени и в присутствии других детей обозначать их сильные стороны, поощрять инициативу. В групповых опросах нужно не давать им отмалчиваться, иногда спрашивать первыми.

— «Клоуну» необходимо давать поручения и спрашивать за выполнение поручения точно в назначенный срок. Важно поощрять его юмор тогда, когда он уместен, и не обращать внимания, если ребенок паясничает.

И конечно, все дети обязательно нуждаются в выслушивании, оно само по себе является целебным. Выслушивая ребенка, взрослый может удовлетворить сразу несколько его потребностей: в принятии, в свободе говорить, во внимании.

Первое, что мы можем сделать, — обратить внимание, кто из детей в группе сверстников всегда играет одну и ту же жестко закрепленную роль. На основании этого наблюдения нужно рекомендовать родителям посещение семейного психолога для консультации.

Источник: https://5psy.ru/obrazovanie/psihologicheskaya-pomosch-detyam-iz-semei-alkogolikov.html

Влияние семьи с алкогольной зависимостью на ребенка

Влияние семьи с алкогольной зависимостью на ребенка.

В сложившейся системе функционирования общества, семья является основным институтом воспитания подрастающего поколения. Это обусловлено тем, что именно в семье дети проводят подавляющую часть своей жизни. По длительности воздействия семейная обстановка является основным влияющим фактором на формирование личности детей.

В реалиях жизни общества нередки случаи, когда влияние семьи не оказывает на воспитание детей положительного воздействия по причине непонимания родителями своей социальной ответственности, если присутствует алкогольная зависимость.

Перед непьющими, созависимыми членами семьи всегда стоит дилемма — продолжать бороться за любимого пьющего человека или решительно изменить отношения и разорвать этот порочный круг, попытаться вместе с детьми построить другую, более счастливую жизнь.

А вот у детей такого выбора нет. Они вынуждены жить в обстановке беспробудного пьянства, часто будучи обделены не только родительской любовью, но и достаточным питанием и одеждой.

Родители, потворствуя своей пагубной склонности, часто находят для себя оправдания:

  • дети еще маленькие и не могут понять происходящего в семье;
  • их это не касается;
  • когда родитель не пьет — в семье все нормально.

Алкоголизм — это прогрессирующее состояние разума, духа и тела. Наличие алкогольной зависимости у одного из родителей в корне изменяет образ жизни и поведение всех членов семейства. Созависимые дети также втягиваются в эту ситуацию.

  • Влияние алкогольной зависимости родителя на душевное состояние и процесс формирования личности ребенка позитивным не назовёшь.
  • Специалисты различных направлений могут назвать целую систему в области личностных и межличностных отношений, способных деформировать системы духовных ценностей и психологического состояния.
  • Созависимые дети приобретают характерные отклонения личностного и психологического характера:
  • заниженные самооценка и самоуважение;
  • подвержены страхам, тревогам, не верят в собственные силы;
  • недостаточно оценивают и контролируют свои чувства и поведение, часто раздражительны, склонны к депрессиям.

В плане межличностных отношений проявляются трудности адаптации в обществе:

  • они неискренни и недоверчивы;
  • склонны к извлечению выгод из деструктивных отношений, быстро обучаются манипулированию;
  • подвергаясь мучению, они часто впоследствии склонны к мучительству как по отношению к себе, так и к другим людям или животным;
  • испытывают сложности в установлении продуктивных отношений;
  • склонны к деспотизму, впоследствии подсознательно выбирают зависимых супругов.

Становится понятно, что созависимые дети, выросшие в семье с алкогольной зависимостью родителей практически обречены постоянно находиться в зоне риска приобрести в дальнейшем зависимое поведение. К сожалению, органы образования не всегда вовремя реагируют на отклонения в поведении детей и не принимают мер по стабилизации жизни своих воспитанников.

Наиболее весомы шансы изменить жизнь детей из алкоголизированных семей у органов опеки и попечительства.

Они наделены правом обращения в суд о лишении родительских прав родителей, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию и обеспечению малолетних детей.

Вопреки сказанному, многие могут привести примеры удачно сложившихся судеб детей из неблагополучных семей. Многие успешно получили образование, приобрели профессию, создали семьи и живут вполне счастливой жизнью.

Исследователи утверждают, что в жизни таких детей был значимый взрослый человек, который вовремя уделил такому ребенку внимание, длительное или краткосрочное. Который сумел найти тропинку к сердцу маленького человека, познавшего неисчислимые беды в самом детстве. Сумевший выслушать и понять ранимую душу ребенка, многое объяснить и поддержать.

  1. Это может быть и сосед по лестничной клетке, и школьный учитель или тренер, дальний родственник или совершенно посторонний человек, сумевший оказаться рядом и помочь.
  2. Детство в семье, где есть пьющий родитель, становится бедой на всю жизнь.
  3. Некоторые исследователи считают, что психологические травмы таких детей похожи на то, что переживают ветераны войны, когда возвращаются домой – посттравматическое стрессовое расстройство.
  4. Причем причиной страданий ребенка становится не только пьющий родитель, но и его супруг, которого называют «созависимым» (ведь он тревожен, часто раздражен и измучен).

Кроме того, ребенок живет в совершенно непредсказуемом мире, в ожидании новых неприятностей, и это замедляет личностное развитие, воспитывает страх перед любым конфликтом. Дети из семей, где есть алкоголик, часто бывают очень покладистыми, старательными, хорошо учатся – не приносят дополнительных проблем и без того страдающей семье.

В тех семьях, где предпочитают делать вид, что ничего не происходит, сохраняют благопристойный «фасад» перед окружающими, ребенок перестает доверять своим глазам и чувствам, у него формируется привычка к обману. Из-за страха быть разоблаченными многие дети замыкаются, перестают приглашать домой друзей, предпочитают компании собственный выдуманный мир – и так может продолжаться до тридцати или даже сорока лет.

Одно из самых тяжелых переживаний для ребенка – это чувство вины. «Дети в пьющих семьях, – говорит Валентина Москаленко, – часто чувствуют себя виноватыми и ответственными за пьянство отца или матери. Некоторые даже считают, что из-за него, ребенка, родители и пьют.

Став взрослым, такой человек продолжает испытывать чувство вины почти постоянно. Это чувство легко возникает в самых разных обстоятельствах. Если же кто-то их обвиняет, то они охотно принимают вину на свой счет.

Источник: https://nsportal.ru/vuz/sotsiologicheskie-nauki/library/2019/06/17/vliyanie-semi-s-alkogolnoy-zavisimostyu-na-rebenka

Статья "Семья с алкогольной зависимостью как фактор жизненного риска детей младшего школьного возраста"

Л.В.Юрина,

  • учитель начальных классов,
  • социальный педагог
  • МБОУ «Чушевицкая средняя
  • общеобразовательная школа»
  • Вологодская область
  • Верховажский район
  • с. Чушевицы
  • Семья с алкогольной зависимостью как фактор жизненного риска детей младшего школьного возраста.

В жизни каждого человека семья занимает особое место, она является главным социальным фактором, влияющим на становление личности. Ребенок, который воспитывается в семье, учится смотреть на мир, формирует свои взгляды, потребности, отношения с окружающими, а в дальнейшем и весь свой жизненный путь.

Известный психиатр М.И.Буянов считает, что все в мире относительно – и благополучие, и неблагополучие. При этом семейное неблагополучие он рассматривает как создание неблагоприятных условий для развития ребенка. «Для одного ребенка, — подчеркивает М. И.

Читайте также:  Что капают при алкогольной интоксикации на дому и какие капельницы

Буянов, — семья может быть подходящей, а для другого эта же семья станет причиной тягостных душевных переживаний и даже психического заболевания.

Разные бывают семьи, разные встречаются дети, и только система отношений «семья — ребенок» имеет право рассматриваться как благополучная или неблагополучная»./2/

Точное число детей, живущих в семье с одним или двумя больными алкоголизмом неизвестно, однако есть основания полагать, что оно велико.

Отличительной особенностью семей с алкогольной зависимостью является то, что семьи этого типа имеют ярко выраженный характер, проявляющийся одновременно в нескольких сферах жизнедеятельности семьи (например, на социальном и материальном уровне), или же исключительно на уровне межличностных отношений, что приводит к неблагоприятному психологическому климату в семейной группе. Обычно в семье с явной формой неблагополучия ребенок испытывает физическую и эмоциональную отверженность со стороны родителей (недостаточная забота о нем, неправильный уход и питание, различные формы семейного насилия, игнорирование его душевного мира переживаний).

Вследствие этих неблагоприятных внутрисемейных факторов у ребенка появляются чувство неадекватности, стыд за себя и родителей перед окружающими, страх и боль за свое настоящее и будущее.

Среди внешне неблагополучных семей наиболее распространенными являются те, в которых один или несколько членов зависимы от употребления психоактивных веществ, прежде всего алкоголя и наркотиков. Человек, страдающий от алкоголизма и наркотиков, вовлекает в свое заболевание всех близких людей.

Поэтому неслучайно специалисты стали обращать внимание не только на самого больного, но и на его семью, признав тем самым, что зависимость от алкоголя и наркотиков – семейная заболевание, семейная проблема.

Совместная жизнь с больным алкоголизмом приводит к серьезным психическим нарушениям у других членов семьи, комплекс которых обозначается специалистами таким термином, как созависимость.

Созависимость возникает в ответ на затянувшуюся стрессовую ситуацию в семье и приводит к страданиям всех членов семейной группы. Особенно в этом плане уязвимыми являются дети.

Отсутствие необходимого жизненного опыта, неокрепшая психика – все это приводит к тому, что царящая в доме дисгармония, ссоры и скандалы, непредсказуемость и отсутствие безопасности, а так же отчужденное поведение родителей глубоко травмирует детскую душу, и последствия этого морально – психологического травмирования зачастую накладывают глубокий отпечаток на всю дальнейшую жизнь.

  1. Важнейшие особенности процесса взросления детей из «алкогольных» семей заключаются в том, что:
  2. — дети вырастают с убеждением, что мир – это небезопасное место и доверять людям нельзя;
  3. — дети вынуждены скрывать свои истинные чувства и переживания, чтобы быть принятыми взрослыми; не осознают своих чувств, не знают, в чем их причина и что делать с этим, но именно сообразно с ними они строят свою жизнь, отношения с другими людьми, с алкоголем и наркотиками; переносят свои душевные раны и опыт во взрослую жизнь, часто становясь химически зависимыми; появляются те же проблемы, что были в доме их пьющих родителей;
  4. — дети чувствуют эмоциональное отвержение взрослых, когда по неосмотрительности допускают ошибки, когда не оправдывают ожидания взрослых, когда открыто проявляют свои чувства и заявляют о своих потребностях;
  5. — дети, особенно старшие в семье, вынужденно берут на себя ответственность за поведение их родителей;
  6. — родители могут не воспринимать ребенка как отдельное существо, обладающее собственной ценностью, считают, что ребенок должен чувствовать, выглядеть и делать то же, что и они;
  7. — самооценка родителей может зависеть от ребенка; родители могут относиться к нему, как к равному, не давая ему возможности быть ребенком;

— семья с пьющими родителями опасна своим отрицательным влиянием не только на собственных детей, но и распространением разрушительного воздействия на личностное становление детей из других семей. Как правило, вокруг таких домов возникают целые компании соседских ребят, благодаря взрослым они приобщаются к алкоголю и криминально – аморальной субкультуре, которая царит в среде пьющих людей.

Условия, в которых растут дети алкоголиков, отличаются недостатком заботы, высоким уровнем стресса. Детей травмирует царящая дома дисгармония, ссоры, скандалы. Если же пьют оба родителя, это вдвойне опасно.

В нетрезвом состоянии они начинают устраивать скандалы, драки; в момент ярости, повышенной раздражительности могут кричать, наказывать своих детей за незначительные «промахи» в поведении, и часто это провоцирует ответное агрессивное поведение ребёнка, у которого и так достаточно причин для огорчений, горьких размышлений. Лишившись постоянного общения с родителями, он теряет долю уверенности в том, что его любят, защищают, понимают. Такому ребенку трудно находиться среди сверстников, ведь их родители делают им подарки, интересуются их образованием, они вместе с ребенком проводят свободное время, а у него всего этого нет, и это постоянно его будет травмировать. У таких детей снижается общий психический тонус, нарушаются процессы саморегуляции, доминирует пониженное настроение. У большинства из них развиваются чувства неуверенности в себе, тревоги, исчезает заинтересованное отношение к миру. Ухудшается эмоциональная регуляция, эмоционально-познавательные взаимодействия и, как результат, тормозится интеллектуальное развитие.

Неполнота эмоциональной жизни в семье алкоголиков вызывает у детей психические расстройства и нарушения социальной адаптации: у одних это тенденция к понижению активности, ведущая к апатии и большему интересу к вещам, чем к людям; у других – гиперактивность с уходом в асоциальную, по стопам родителей или, что еще хуже, криминальную деятельность; у многих наблюдается тенденция вести себя вызывающе в обществе, пытаясь привлечь к себе внимание взрослых, при неумении создавать прочные эмоциональные привязанности.

В этих семьях дети могут забросить школу, т.к. у них может не быть даже элементарных вещей: ручки, тетради, учебников. Также у них нет возможности хорошо одеваться, и у подростка возникает страх, что он будет отличаться от своих сверстников, что они будут смеяться над ним и презирать его.

Но если даже он сможет учиться в школе, то он лишен возможности заниматься дома, ведь там происходят постоянные пьянки, драки. Из-за этого дети могут уйти из дома и жить на вокзалах, в подвалах и т.д.

, опять подвергаясь негативному влиянию, но уже со стороны самого общества, и опять происходит негативная социализация личности такого ребенка.

Нередко встречаются случаи, когда родители не имеют средств, чтобы купить спиртное, и подталкивают своих детей к попрошайничеству, воровству, проституции и даже убийствам.

Зачастую, уходя в пьянство, родители оставляют без внимания болезни детей. Довольно часто, не получив качественного лечения, эти заболевания становятся хроническими – ребенок превращается в инвалида.

Перечисленные выше особенности жизнедеятельности и развития ребенка в семье, страдающей алкоголизмом, приобретают характерные особенности у детей младшего школьного возраста, растущих в таких семьях.

Младший школьный возраст рассматривается как вершина детства. С одной стороны, в ребенке еще сохраня­ется много качеств, характерных для дошкольного возраста, та­ких как наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. С другой же стороны, ребенок начинает терять ту непосредственность, кото­рая была характерна для него ранее, у него меняется логика мыш­ления.

Объясняют это тесной связью с новой ситуацией развития млад­шего школьника — с включением его в учебную деятельность, школьную жизнь, новые взаимоотношения. В этот период появ­ляются новые мотивы (потребности), происходят перестановки в иерархической мотивационной системе ребенка.

Старые мотивы теряют свою побудительную силу, на смену им приходят новые. Ведущими являются «непосредственно действующие мотивы». У младших школьников появляются новые социальные мотивы, связанные с чувством долга и ответственности.

Социальная среда — это не просто необходимое внешнее условие, а подлинный источник раз­вития, поскольку именно в ней «записана» программа того, ка­кие психические способности должны у ребенка возникнуть, и заданы конкретные средства для «перевода» этих способностей из фиксированной социальной формы в индивидуальную. Школа является одним из способов получения социального опыта.

Если раньше ребенок был включен в систему взаимоотноше­ний «ребенок — взрослый» и «ребенок — дети», то теперь систе­ма «ребенок — взрослый» дифференцируется.

Здесь выделяется две подсистемы: «ребенок — родители» и «ребенок — учитель». Подсистема «ребенок — учитель» начинает определять отношения ребенка к родителям и отношения ребенка к детям.

Отношение «ребенок — учитель» становится отношением «ребенок — обще­ство».

Ситуация «ребенок — учитель» пронизывает всю жизнь ребен­ка. Если в школе хорошо, значит, и дома хорошо, значит, и с детьми тоже хорошо.

От дей­ствий учителя на данном этапе во многом зависит гармоничное развитие ребенка, его отношение к самому себе и к окружаю­щим.

Значительная роль в установлении моральных стандартов и развитии детских интересов принадлежит именно учителю. Он же во многом обеспечивает ребенку важный опыт приобретения на­выков социального общения.

Наряду с развитием интеллектуальных функций идет интенсив­ное развитие личности ребенка, которое также в данном возрасте, во многом определяется ведущей деятельностью — учением.

Ре­бенок включен в общественно значимую учебную деятельность, результаты которой по-разному оцениваются близкими взрослы­ми. Немаловажную роль при этом играет семья ребенка.

Глобальные перестройки психики ребенка, касающиеся перехо­да к новым видам деятельности, новым системам отношений с окружающими, новому типу психического отражения, требуют от родителей внимательного и бережного к нему отношения.

Таким образом, изменения младшего школьного возраста накладывает определенные особенности на развитие ребенка в семье. Однако, в семье с алкогольной зависимостью эти особенности ребенка нивелируются.

Общее физическое и психическое развитие детей, воспитывающихся в таких семьях, отличается от развития сверстников, растущих в нормальных семьях.

У них отмечаются замедленный темп психического развития, ряд негативных особенностей: низкий уровень интеллектуального развития, бедные эмоциональная сфера и воображение, и позднее формирование навыков саморегуляции и правильного поведения.

Поведение этих детей характеризуется раздражительностью, вспышками гнева, агрессии, преувеличенным реагированием им на события и взаимоотношения, обидчивостью, провоцированием конфликтов со сверстниками, неумением общаться с ними.

Таким образом, нарушение в семье системы межличностных отношений и ценностей в ней оказывают огромное влияние на негативное развитие личности ребенка, приводя к различным личностным деформациям. Следствием неблагополучия семейного воспитания ребенка довольно часто становится ярко выраженный эгоизм, заносчивость, нетерпимость, трудности общения со сверстниками и взрослыми.

Так как семья является главным источником становления ребенка как личности, главной ее ролью является воспитание ребенка. Благодаря этой роли в ребенка закладываются общественные ценности, нормы поведения и общения. Но в современном обществе не все семьи положительно влияют на полноценное развитие ребенка.

Таким образом, семьи с алкогольной зависимостью оказывают негативное влияние на физическое развитие и эмоциональное благополучие детей, на систему его отношений с миром и к миру, играет огромную роль в становлении ребёнка как личность.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Блонский П.П. Психология младшего школьника /П.П.Блонский. — М.: Ин-т практ. психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. — 574 с. 

  2. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: записки детского психиатра /М.И.Буянов.- М.: Просвещение, 1988.- 207 с.

  3. Кибальченко И.А. Проблемы ребенка младшего школьного возраста из семьи, отягощенной алкогольной зависимостью /И.А.Кибальченко.- Таганрог: Изд-во Таганрог. Гос. пед. ун-та, 2003.- 92 с.

  4. Сборщикова К. Ребенок в алкогольной семье: возможности психокоррекции и реабилитации / Сборщикова К., Терентьева А. // Социальная педагогика. – 2004.- №2.

Источник: https://infourok.ru/statya_semya_s_alkogolnoy_zavisimostyu_kak_faktor_zhiznennogo_riska_detey_mladshego_shkolnogo-133466.htm

Ссылка на основную публикацию